|
Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы,фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Медиация, как социальная технология, рассматривается как поэтапный процесс урегулирования споров с использованием соответствующих средств: при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (См.: Ст. 2 Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 года). Эта технология применяется при урегулировании конфликтов, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, трудовых, семейных споров.
Так, в ситуации с несовершеннолетним медиация проводится на основании решения о признании несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании; на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и заключенного на основании этих документов договора о предоставлении социальных услуг на бесплатной основе.
При проведении медиации медиатор (соцработник, социальный педагог) не может принимать чью-либо сторону, он не выясняет, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договоренности, создаёт благоприятные условия для диалога.
Используя правильные техники медиации, соцработнику (как медиатору) удастся не только примирить оппонентов, но и обеспечить их дальнейшее благоприятное общение. Подобный результат считается наивысшей точкой успеха в практике разрешения споров.
К основным техникам медиации относятся:
• Активное слушание: Медиатор позволяет участникам разговора выговориться и показывает, что готов слушать и слышать их.
• Петля понимания: Соцработник активно использует фразы, которые демонстрируют понимание чувств и желаний конфликтующих сторон. Например, «Как я понял из нашего разговора, вам хотелось бы…», «Я правильно понимаю, что вы имеете в виду…».
• Переключение внимания: Если медиатор понимает, что спор принимает агрессивную форму, он «невзначай» что-то роняет на пол, начинает громко кашлять, проливает стакан воды. Это позволяет отвлечь собеседников и снизить накал эмоций.
• Открытые вопросы: Специалист формулирует вопрос таким образом, чтобы оппоненту пришлось ответить на него максимально развернуто. Это позволяет участникам спора наиболее подробно проанализировать суть конфликта.
• Подведение итогов: Задача медиатора — внимательно выслушать изложенные участниками спора доводы и кратко их резюмировать. Технология позволяет конфликтующим людям быстрее понять, чего конкретно добивается оппонент (Основы медиации // http://miloserdie.zabguso.ru/news/основы-медиации/).
|